Узелок на память

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь — заслуги, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Устранить такие дефекты, сформировать, и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И все - таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу.

При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
• Ребенок должен учиться, играя.
• Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
• Взрослый может научить ребенка, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.


10 простых советов логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, нормального социального и речевого окружения, начиная с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Советы родителям неговорящих детей

Разговаривайте с ребенком всегда, мотивируйте на продолжение вашей речи, выводите на диалог. Комментируйте то, что происходит вокруг, окружает вас. Объясняйте ребенку все, что вы делаете, когда одеваетесь на прогулку, когда гуляете. Слова произносите четко, терпеливо, не бойтесь повторений.

Повторяйте с ребенком неоднократно то, что он уже усвоил. Используя простые конструкции, развивайте понимание обращенной речи. Например, «дай мне ручку. А где у тебя ножки, покажи» и так далее. Хорошо будет перед сном петь малышу колыбельные песенки, регулярность и устойчивый репертуар будут способствовать их запоминанию и повторению. Постарайтесь вызывать у ребенка желание вам подражать, если вы удивляетесь, то попробуйте вместе с ним произнести « ух, ты!».

Эмоциональные выражения, всегда вызывают у детей заинтересованность и желание повторить. Читая первые сказки и рассказы, можно сокращать текст в границах понимаемого ребенком, чтобы он мог его запомнить и усвоить. Телевизионные просмотры необходимо свести к минимуму, так как они не побуждают к речевому диалогу, ведь от ребенка не требуется участия собеседника, а только слушателя.

Желательно чтобы во время бесед о том, что ребенок отстает в речевом развитии, он сам не присутствовал. Да и сами старайтесь не комплексовать, что у вас такой неразговорчивый малыш, ведь у каждого свои сроки развития, так что раздражаться и переживать не стоит. Учить ребенка соотношению размеров (большой – маленький), различию предметов по цвету, можно начинать даже тогда, когда он не говорит, все равно он будет запоминать и стремиться показать вам то, что знает. Очень полезными станут массаж ладоней и пальцев, это поможет в стимуляции необходимых речевых зон.

Речевые игры по дороге домой

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

3. «Назови лишнее слово»
Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

4. «Города», цепочка слов.
Придумывание слов на последний звук предыдущего. Играть по очереди, количество играющих не ограничено. Развивает фонетико – фонематические процессы, способствует расширению словарного запаса.
Астрахань – Николаев – Владивосток – Курган – Норильск – Кунгур – Ростов – и т.д.
Ластик – книга – альбом – математика – акварель – линейка – астрономия – и т. д.


Памятка родителям от ребенка

Дорогие родители!

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю, Я просто вас испытываю.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Такой подход позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить: это ослабляет мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу ВАС. Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас став за это «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня то ,что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжить использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу на ваше замечание гораздо больше внимания, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время. И у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю , что такое хорошо что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будите это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок. Я учусь на своем собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы приводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду  бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте , что я могу развиваться без вашего внимания и одобрения.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
Но самое главное! Я вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же!