Секреты грамматеев

Почему не каждому дается грамота?
                                
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Начинает это провялятся со второго полугодия 1 класса. И это не связанно с невнимательностью, как считают многие родители. Чаще эти ошибки замечают учителя – логопеды и приглашают таких детей на занятия. Родителям стоит отнестись к данному предложению серьезно. Ведь помочь ребенку на ранних этапах проявления нарушений письма гораздо проще. Нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Бояться данных диагнозов не стоит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует и генетическая предрасположенность к наличию этого недостатка. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.  Дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Какие же ошибки относятся при нарушении чтения: пропуск, добавление букв, искажение звучания слов, скорость чтения при этом невысокая, перестановка, замена букв местами, недочитывание окончаний слов.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом по слуху, их диктанты, содержат множество логопатических и грамматических ошибок. Связано это бывает с недоразвитием фонетико – фонематических процессов и лексико – грамматической стороны речи. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, может быть плохой  почерк, используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, пропуск, замены перестановки букв и слогов не дописывание или наращивание слов и т.д. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, неуверенность в собственных силах, заниженная самооценка.
  
Что делать? Вечный вопрос.

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, специальные упражнения и задания, направленные на исправление и предупреждение ошибок данного характера. Неплохо также обратиться и к психоневрологу: он может помочь  порекомендовав определенные стимулирующие перпараты, улучшающие память и обмен веществ головного мозга. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией и дислексией.

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать необходимо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Используйте графические диктанты (письмо по клеткам). Они помогут ориентировке в пространстве, а на письме буквы будут ровными, ребенок научится видеть строчку не путать буквы в зеркальном отражении.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
4. При письме ребенку необходимо проговаривать каждый звук, но не слог, т.е. говорю М и пишу М, говорю А и пишу А. Тогда не будут пропуска букв и слогов.
5. При чтении сначала пусть ребенок прочитывает окончание слов в предложении, затем все предложение с начала. (Маше купили красивую куклу.)

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. Хвалите ребенка, поощряйте, словом за каждое правильное выполнение. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения, главное осознанное чтение. Если уж вам необходимо провести проверку на скорость, то сделайте это более щадящей форме, устройте соревнование между членами семьи.
3. Для привлечения интереса к чтению, подберите такие произведения, которые нравятся вашему ребенку, а при пересказе спрашивайте понравилось или нет и почему.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше, меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова.
5. Не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
6. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово, это упражнение: вносит разнообразие, оживление в процесс чтения; создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения; развивает произвольное внимание; способствует развитию глазодвигательной активности.
7. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом. Задание найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их. Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы, развивает произвольность внимания.
8. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного.

Письмо без ошибок советы родителям

* Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.
* Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
* Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).
* Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».
* Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.