На пороге школы

Первый раз в первый класс

Правильная выразительная речь – звуковой портрет человека.
Речь – это не природный дар.
Ясная и правильная речь – это залог успешного общения.


Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.

Первый учебный год может стать серьезным испытанием, как для ребенка, так и для родителей.  Изменяется статус бывшего малыша, происходит переоценка ценностей.

Для того чтобы ваш ребенок стал успешным, смог справится и преодолеть трудности, ему необходимо быть психологически готовым к школе.

Психологическая готовность тесно связана с речевой.

Психологическая готовность - осознание ребенком общественной значимости его новой деятельности.

Речевая готовность – становление процессов и функций участвующих в формировании письменной речи.

К началу учебного года ребенок должен:

* Обладать большим словарным запасом, уметь пересказывать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения.
* Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин.
* Употреблять в речи антонимы и по возможности синонимы.
* Грамматически правильно оформлять свою речь (верно, согласовывать слова в предложениях, точно использовать предлоги).
* Правильно произносить и хорошо различать звуки, говорить громко, четко, без ошибок и напряжения, с сохранной структурой слова.
* Владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове, по возможности определять количество звуков в слове, делить слова на слоги).
* Различать слова паронимы (слова, отличающиеся одним звуком).

Ошибки, которые могут подстерегать детей

* При плохой моторике (плохая каллиграфия).
* При нарушении пространственной ориентации (потеря строчки при чтении и письме, письмо лесенкой).
* При нарушении зрительного восприятия (смешение букв со сходным графическим изображением о – а,
и – ш, ш – щ, б – д, т – п. У – Ч, Е – З).
* При нарушении звуковой стороны речи ( пропуск и перестановки букв, слогов).
* При нарушении фонетико – фонематических процессов (пропуск, замена и перестановки букв, слогов, не дописывание окончаний слов, границы предложений).
* При нарушении лексико грамматической стороны речи (слитное написание предлогов и раздельное написание приставок, неправильное употребление предлогов, окончаний слов, что говорит о нарушении связи слов в предложении).


Правила речи для ребенка

* Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику, это поможет говорить смело и уверенно.
* Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и не торопливо.
* Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно.
* Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе.
* Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.