Как научиться красиво говорить

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной жизни.
Как научиться красиво, говорить?


Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз, помогают четкая артикуляция звуков, правильное звукопроизношение, дыхание.  Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится перед зеркалом, под зрительным контролем. Русские народные скороговорки также способствуют  выработке чёткой, быстрой дикции, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.).

Развитие правильного речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Условия для соблюдения правильного речевого выдоха:
1.    Выдоху предшествует сильный вдох через нос.
2.    Выдох плавный, а не толчками.
3.    Во время выдоха губы складываются трубочкой, щеки не надувать.

Для развития плавного сильного выдоха используются различные игры: «волшебные пузырьки»,  «снег», «дудочка», «задуй свечу», «фокус»,  «быстрый мяч», «загоним мяч в ворота», «погреем ладошки», дутье на воду через соломинку, надувание воздушных шаров, надувание мыльных пузырей через соломинку, сдувание снежинки (ватки), листика с ладони, носа через язычок и т.д.

Диференцированное дыхание

Вдох через нос, выдох через нос;
Вдох через нос, выдох через рот;
Вдох через рот, выдох через нос;
Вдох через рот, выдох через рот;

Диафрагмальное дыхание

Дыхание животом грудная клетка и плечи не поднимаются.
Вдох – надуть живот, как шарик. Выдох – втянуть живот.

Развитие правильной артикуляции

1).Четкое произношение гласных звуков:
     А----------------------------------- (расстояние между зубами в два пальца);
     Я-----------------------------------
     О----------------------------------- (расстояние между зубами в один палец);
     Ё-----------------------------------
     И----------------------------------- (рот слегка открыт).
     А-------Э-------; А------Е-------; А-------И-------; И--------А------; А------И------О------- и т. д.

2).У (Ю) – губы вытянуть вперед трубочкой;
    О (Ё) – губы округлить;
    А (Я) – губы широко открыть;
    Ы (И) – губы улыбаются.
3).Пословицы, поговорки, насыщенные гласными звуками:
     Два сапога – пара.
     Знай, край, да не падай.
     Рыбак рыбака видит из далека.
     У ёлки иголки колки.

4).Упражнения для языка:
     «Часики» - движение языка влево, вправо.
     «Качели» - движение языка вверх, вниз.
     Круговые движения языком по часовой стрелке, против часовой стрелки.
     Чередование широкого и узкого языка, «Лопаточка», «Иголочка».

5). Четкое произношение согласных звуков:
     ПА – ПО – ПУ – ПЫ – ПЭ                 МА – МЯ – МЬЯ       АК – ЯК – ЯКЬ
     ПЯ – ПЁ – ПЮ – ПИ – ПЕ                 МО – МЁ – МЬЁ       ОК – ЁК – ЁКЬ
     АП – ОП – УП – ЫП – ЭП                 МУ – МЮ – МБЮ     УК – ЮК – ЮКЬ
     ПТА – ПТО – ТПУ – ПТЫ – ПТЭ      МЫ – МИ – МЬИ      ЫК – ИК – ИКЬ  и т.д.

6). Четкое произношение слов со стечением согласных звуков:
     ВХОД, КАРТА, ХВОСТ, ТУРИСТ, СМЕКНУТЬ, ШТАМП, ВЗВОД, ВПРАВИТЬ,      МГНОВЕНИЕ, ЯСТРЕБ, ЗДРАВНИЦА, ОБМУНДИРОВАНИЕ, ОСТРАСТКА, ДУРШЛАК, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ТРАНСКРИПЦИЯ, ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ и т.д.

Произнесение звуков и слов во фразовой речи(скороговорки)

Произносить скороговорку нужно шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения. Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения  слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Галка села на палку, палка ударила галку.
Водовоз вез воду из водопровода.
Цыпленок цапли цепко цеплялся в цепь.
Морская волна сильна и вольна.
Прибыл Клим из Клина в Крым.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Развитие интонационной выразительности

Для устной речи важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, темпа, изменения громкости голоса. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и закончено.

Девочка играет в саду с куклой (девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой (играет, а не купает)
Девочка играет в саду с куклой (в саду, а не в парке).
Девочка играет в саду с куклой (куклой, а не кубиками).

Чтение скороговорок, пословиц с изменением громкости голоса (шепот, тихо, умерено, громко).
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил,
Новых друзей наживай, а старых не теряй.